9.1. ПЕПЕЛЬНИЦА ИЗ ГЛИНЫ И Инкрустация ЕЁ стеклом И ФОТОЛЮМИНОФОРОМ
Итак, приступим.
ВАЖНО! Работаем с битым стеклом. Будьте очень осторожны, дабы не пораниться!
Для создания очередного шедевра нам понадобятся:
Первое - поверхность, на которой мы будем работать – гипсовая доска, или кусок фанеры, или кусок плотной ткани. Стол с пластиковым покрытием не очень подходит, т.к. глина, скорее всего к нему прилипнет.
Второе - кусок шамота. Это очень распространенная и очень терпеливая глиняная масса. Она терпеливо позволяет издеваться над собой любому новичку в керамике. Для примера я использовала обычный кремовый шамот. Фарфор и фаянс для этой техники не годятся из-за своей хрупкости.
Третье - несколько бутылочных осколков. Основные цвета, которые используют для этой техники – это прозрачный, зеленый, коричнево-зеленый, коричневый и синий. Красный использую очень редко, т.к. красное стекло встречается нечасто. Чаще всего это простое стекло, покрытое пленкой или краской. А значит, что при обжиге нужного эффекта не получится.
Четвертое – простая кисточка с искусственным ворсом.
Пятое – шликер (жидкая глина). Шликер получают очень просто: в небольшой емкости в воде растворяем кусочек глины, из которой собираемся лепить.
Шестое – муфельная печь, в которой нужно будет обжечь наше изделие. Температура обжига 1200 градусов.
Седьмое – Специальная бесцветная светящаяся обжиговая краска (или порошковый фотолюминофор).
Техника лепки, в которой мы будем работать, называется «лепка жгутом».
Берем кусочек кремового шамота. Вы скажете: «Какой же он кремовый?!! Он же почти черный!» Не переживайте, после обжига шамот станет светлым, почти белым. Многие глины любят дурачить новичков, неожиданно меняя цвет при обжиге.
Итак, берем кусочек шамота и раскатываем его обеими рукам на рабочей поверхности. Получается длинная колбаска или жгут.
Пока она не начала подсыхать, а, следовательно, и ломаться, скручиваем из нее спиральку. Так получается донышко для нашей подставочки.
Раскатываем еще одну колбаску. Из нее мы слепим боковые стенки изделия.
Макаем кисточку в шликер и наносим его на место сращивания двух колбасок. Пальчиком заглаживаем место соединения. В идеале, когда между собой соединяют детали из глины, острым предметом на место соединения наносят насечки, потом смазывают шликером и прижимают части изделия друг к другу.
Придаем изделию форму пепельницы, или небольшой плошечки и не забываем предусмотреть дырочку, куда будет в итоге вставляться ароматная палочка, или пазы для сигарет.
Это вот подставочка для ароматной палочки.
На заключительном этапе нам нужно будет обжечь наше изделие, а это значит, что в нем нужно законопатить все щели, иначе расплавленное стекло может через них вытечь и испортить печку.
Я решила это сделать снаружи изделия. Переворачиваем подставочку вверх дном, скатываем из глины тоненький жгутик и начинаем законопачивать им все углубления и щели на поверхности. Можно это делать пальцем или палочкой – кому как удобнее. Если изделие быстро подсыхает, можно его слегка смазать шликером .
Итак, дно законопатили.
Пока изделие еще сырое, в дно вдавливаем кусочки битого стекла.
Осторожно! Не проткните изделие насквозь и не пораньтесь!
Я решила использовать только зеленые осколки.
Для пущего декоративного эффекта, на край подставочки или пепельницы можно нанести Специальную бесцветную светящуюся обжиговую краску (мы же будем обжигать изделие при очень высокой температуре!) одного или двух цветов свечения.
Если краска случайно затекла на донышко изделия, ее нужно стереть влажной тряпочкой. Иначе, при обжиге, изделие намертво приклеится к печке.
Если мы остались довольны дизайном изделия, оставляем его на пару дней сохнуть. Желательно на поверхности, впитывающей влагу: деревянной или картонной. Нужно знать, что сохнущая глина не любит батарей и сквозняков. Хорошо изделия из глины сушить в картонной коробке.
Высохший кремовый шамот становится светло-серым.
Полностью высохшее изделие обжигаем в муфельной печи при температуре 1200 градусов. Во время обжига, изделие из шамота становится очень прочным, а стекло переходит в жидкое состояние и, как вода, растекается по дну, образуя ровную поверхность. После остывания на поверхности стекла образуется кракле.
Если в первый раз не удалось положить нужное количество стекла, и на дне подставочки образовались проплешины, или нуам надобно дополнительно заставить светиться само дно изделия, - не беда. Добавьте еще кусочек стекла и повторите обжиг.
После обжига нанесите на дно подставочки или пепельницы Специальную бесцветную светящуюся обжиговую краску и повторите обжиг.
Тут надо отдельно обговорить, что в случае использования для обжига именно муфельной печи, Специальная бесцветная светящаяся обжиговая краска должна быть только на базе фотолюминофора, основой которого является диалюминийтриоксид (окись алюминия), поскольку температура плавления у фотолюминофора такой структуры составляет 1600 Сo а рабочая температура обжига глины в муфельной печи 1200 Сo.
Использовать фотолюминофоры на основе Оксида цинка, Алюмината стронция или Диалюминийтетраоксид (алюминат) кальция в этом слусае нельзя, поскольку их температура плавления ниже 1000 Сo , а у Алюмината кальция она вообще составляет 600 Сo.
При окраске можно использовать краску разных цветов свечения.
В качестве инструмента для окраски нужно использовать кисточку с синтетическим ворсом (чтобы не ломались волоски).
В случаедостаточно ровной поверхности дна подставочки или пепельницы, мы аккуратно насыпаем фотолюминофор выбранных цветов свечения на стеклянную поверхность стеклянного дна.
После погружения в печь, крупинки фотолюминофора постепенно будут "тонуть", погружаясь в стекло (что нам и надо).
А вот, что получилось после обжига.
Можно различными способами смешивать и комбинировать кусочки разноцветного стекла, получая все новые и новые эффекты. Как вариант, на этапе лепки, в изделии сделать из глины невысокие перегородочки - получатся ячейки. В каждую из них положить стекло определенного цвета. Таким образом, получится четкий рисунок, напоминающий мозаику или инкрустацию.