КЛАССИФИКАЦИЯ ЛАКОВ, НИТРОЭМАЛИ, ПОЛИВИНИЛЫ
Думаю, всем известен клей ПВА? В моделизме его применяют довольно широко для склеивания прозрачных деталей. А сам по себе этот клей представляет собой эмульсию Поли-Винил-Ацетата (ПВА) в воде.
Как мы уже выяснили, от эмульсии до готовой краски один шаг.
И действительно, высококачественный ПВА требует только добавки пигмента для получения вполне приемлемой краски. Такая краска называется виниловой. В силу своей густоты она непригодна для работы аэрографом, а при работе кистью оставляет жирные мазки. Хорошо для имитации грязи, толстых слоев чего-нибудь-там, но не годится для тонких работ и базовых покрытий. Но зато у нее довольно характерная резиноподобная пленка, которая сжимается при высыхании. И, разумеется, кто-то должен был разработать нормальную виниловую краску.
Художественные виниловые краски и покрытия существуют довольно давно. Обычно они выпускаются в баллончиках, потому что растворитель для винила в них используется ядреный и нередко токсичный. Виниловая краска имеет способность просачиваться в пористые поверхности, придавая им блеск. Целый ряд продуктов для ухода за автомобилями, кожей и проч. на деле представляют собой разведенные виниловые краски. Но для тонких работ винил долго не приживался. Тем не менее, выпускаются виниловые краски для работы кистью.
Виниловые краски (строго говоря, они винил-акриловые) в качестве основы используют не полиметакрилаты (которые в акриловых красках) и не поливинилацетаты (ПВА, который клей).
С химической точки зрения, основой эмульсии является полиэфир, вероятно, 2-хлор-этил-винил. Точно утверждать не возьмусь.
В автомобильной промышленности используется EVA: этилен-винил-ацетат.
Таковы краски DuPont.
С практической точки зрения на эту тонкость можно наплевать, но лучше эти краски не кушать и языком не слизывать. Основа в них более токсична, чем в классических акрилах.
Как и акрилы, виниловые краски растворяются полярными растворителями и водой. Покрытие имеет умеренную водостойкость, то есть капель и споласкивания не боится, но при длительном воздействии воды может отставать. Особенностью виниловых красок является то, что нанесенный слой при высыхании уменьшается в объеме. Образующаяся пленка является эластомером, то есть упруга, как резина; довольно хорошо растягивается, а потом возвращается к исходному размеру. Это делает их хорошо приспособленными для работы кистью: краска сохнет сравнительно долго, следов мазка не остается, а при сжатии слой хорошо покрывает все детали. Правда, адгезия к голому пластику у винилов оставляет желать много лучшего. Грунт становится обязательным.
У эластомеров есть серьезнейший минус: они очень боятся холода. При температуре ниже -15 градусов виниловые краски могут разлагаться. Готовое покрытие на холоде также может становиться хрупким, терять эластичность и осыпаться.
Виниловые краски не лучшим образом пригодны для работы аэрографом с тонким соплом по причине использования резиноподобной основы. Она имеет тенденцию комковаться внутри сопла. Винил непросто разводить: требуется очень тщательное перемешивание. Так что применимость винилов ограничена.
Про страшилку о фатальном распаде акрилов:
Так вот, акрилы не распадаются без вмешательства извне, эмали распадаются при очень длительном хранении, а винилы - запросто.
На этом наше знакомство с эмульсионными красками завершается, и мы, наконец, переходим к лакам и нитроэмалям.
Лаки, в строгом понимании термина, являются растворами твердых веществ в летучих растворителях. Именно растворами, а не эмульсиями, поэтому однородность лаковых покрытий на порядок выше, да и концентрация пигмента тоже в разы.
Простейшим лаком является, например, раствор канифоли в спирте. При испарении спирта канифоль оставляет на поверхности ровное, глянцевое покрытие. При нанесении нескольких слоев с промежуточной просушкой каждый последующий слой немного растворяет предыдущий, полностью с ним интегрируется.
В итоге лаковое покрытие отличается непревзойденным качеством поверхности: ровной, вплоть до зеркального глянца.
Уровень глянца зависит от того, какое вещество использовано в качестве лаковой основы, и может варьироваться от глухого матового до высочайшего блеска.
Нитролаки представляют собой раствор нитроцеллюлозы в каком-нибудь летучем растворителе.
Краски на нитроцеллюлозе в России принято называть нитроэмалями (бытовая серия НЦ), а за границей их причисляют к "synthetic lacquers", что может создавать путаницу.
В качестве растворителей обычно выступают толуол, ксилол или дихлорэтан. Это сравнительно токсичные вещества, и поэтому такие краски и лаки стараются чаще всего выпускать в баллончиках. Таковы, к примеру, краски Tamiya серий AS, TS и других. Грунты в баллонах также имеют нитроцеллюлозную лаковую основу.
Летучие растворители нитролаков и нитроэмалей растворяют полистирол, но это безопасно при работе тонкими слоями. Не надо только лить нитрокраску до образования лужиц - такая лужица имеет хорошие шансы проесть пластик на немалую глубину.
Очевидно, что по причине использования агрессивных к пластику растворителей, покрытие нитроэмалями "приваривается" к пластику, хотя и не интегрируется с ним. Эффект схож с использованием ацетона для разбавления акрилов: состав матирует пластик, но эффект куда как более жесткий по сравнению с ацетоном и зависит от величины пигмента в лаке.
То есть грунт, нанесенный на пластик, равносилен зачистке основы примерно 600-й шкуркой - такой у него размер абразива.
А вот обычная нитрокраска с типичным размером пигмента основу только слегка матирует, примерно сопоставимо с 1500-й шкуркой.
Держится, соответственно, краска не так хорошо, как грунт. Но все равно ее трудно будет содрать зачисткой, правда, лучше работать по влажной поверхности.
Таким образом, для нитрокрасок и нитролаков грунтовать поверхность обычно не нужно.
Лаки и нитроэмали отличаются многостадийным процессом высыхания. Здесь есть некоторое недоразумение, поскольку традиционно считается, что нитролаки сохнут очень быстро. Это верно лишь отчасти. Первая стадия просушки - испарение растворителя - протекает очень быстро, за 15-20 минут. После этого поверхность уже можно трогать и маскировать, только без нажима. Но слой нитроцеллюлозы при этом еще разбухший, он изменится в объеме при окончательном высыхании, которое длится 4-6 часов.
Лак на поверхность ложится миниатюрными каплями, которые потом друг с другом соединяются в бугристую поверхность; выглядит она не лучшим образом.
Ни в коем случае не кладите на этом этапе высыхания второй слой - получите "шагреневую кожу" вместо ровного покрытия. Подождите хотя бы полчаса. Цвет у нитрокрасок при высыхании не меняется ни капли (это не эмульсия, а раствор), а вот гладкость и глянец - очень даже.
На следующем этапе просыхания нитролак полностью разгладится, а покрытие сожмется, уменьшится в объеме.
Результирующее покрытие должно быть ровным перед нанесением следующего слоя, так что не торопитесь.
Первичная просушка обычно занимает от 15 до 30 минут.
Полная просушка занимает 4-6 часов, и покрытие снова немного "сожмется".
За счет этого эффекта нитроэмали прощают избыточность в нанесении, но все до определенного предела. Но за счет того же эффекта сжатия красочной пленки нитроэмали великолепно подчеркивают все-все-все ошибки зачистки поверхности. Так что будьте готовы к тому, что следы даже 1500-й шкурки под нитроэмалью (если это не грунт, конечно) будут хорошо видны. Либо зачищайте более мелкой шкуркой, 2500 и тоньше, либо кладите слой грунта, который скроет дефекты обработки.
Разводятся нитролаки и нитроэмали теми же самыми летучими растворителями: ксилолом, толуолом и дихлорэтаном. В хозяйственном магазине это растворители №646 и №647, в которых действующего вещества (толуола) 40-50%.
Фирменные модельные растворители (Lacquer thinner, Cellulose thinner) основаны на ацетоне, который очень быстро испаряется и менее токсичен. Ацетон чуть-чуть растворяет пластик. Толуол пластик растворяет крайне медленно, но в состав многокомпонентного растворителя входит еще этилацетат, который за пластик уцепляется.
Тем не менее, лучший результат для растворения нитрокрасок в смысле адгезии обеспечивается чистым дихлорэтаном. Он прекрасно растворяет и лак, и пластик, обеспечивая высочайшее сцепление.
Отсюда следует хитрость: нитроэмали лучше всего растворять жидкостью для чистки аэрографа.